Для горожан, которым городские кварталы знакомы более, или менее, наверное, будут интереснее окрестности Хабаровска. Начать обзор хочется с Воронежских высот. По доступности для пешехода и разнообразию микроландшафтов им нет равных. Хочется верить, что наши потомки когда-нибудь устроят на Воронеже национальный парк. Оно того стоит.
Официального названия «Воронежские высоты» на картах нет. Принято, что «Воронеж» начинается от конечной остановки автобуса №8 «Полярная», а точнее «Диспетчерская». Досюда уже дотянулась городская застройка, расположенная на высокой террасе Амура с абсолютными отметками 70-90 м. На фотографиях со стороны создаётся впечатление, что фронтальный уступ террасы постепенно переходит в Воронежский мелкосопочник, который отличается расчленённым рельефом и более высокими абсолютными отметками. Большинство вершин Воронежа имеют отметки 120-170 м. На их фоне выделяется сопка 196 м у карьера, в котором расположена база отдыха «Северный каньон» и сопка 207 м у поворота на Воронежское-2, прозванная в народе Партизанской.
Вид на Воронежские высоты с амурского фарватера ниже моста |
Вид на Воронежские высоты от устья Тунгуски |
Вид на Воронежские высоты и полуостров Заячий со стороны Осиповки |
![]() |
Панорама Воронежа с борта карьера у переулка Беговой
|
Учитывая вышеизложенные особенности рельефа, представляется возможным провести южную границу Воронежских высот по ручью Рабочая падь. Район коттеджной застройки от переулка Скрипичного до Холмистого, фактически, расположен уже на южных склонах Воронежа с отметками 96-102 м.
Ручьи, стекающие со склонов, имеют разветвлённую сеть логов-притоков. Многие не пересыхают даже летом. Главная гряда мелкосопочника является водоразделом между короткими ручьями притоками Амура и длинными ручьями бассейна р. Берёзовая. Интересно, что этот водораздел продолжается и в южном направлении по улицам Полярная, Руднева, Тихоокеанская, Сибирская, Западный семафор, проспект 60-летия Октября, примыкая к Малому Хехциру за Ильинкой. Вероятно, когда-то это был высокий отрог длиной 30 км, заставивший Амур на этом отрезке сменить направление с северо-восточного на меридиональное. Большая часть его денудирована, а скальный массив Воронежа оказался крепче.
Основная часть Воронежских высот, в пределах которой располагаются сёла Воронежское-2 и Воронежское-3, а также бывшие пионерские лагеря охвачена сетью неплохих автодорог и легко доступна всем желающим. Для пешеходных прогулок наиболее интересна незаселённая часть между городской застройкой и Воронежским-1, к западу от Воронежского шоссе.
![]() |
Карта юго-западной части Воронежского мелкосопочника. Горизонтали проведены серым цветом через 20 м. Линии географической сетки проведены через 1км. Дороги и тропы показаны коричневым цветом, предлагаемые маршруты прогулок и точки привязки – фиолетовым. При дальнейшем описании маршрутов делаются ссылки на эти точки. |
В конце прошлого века непоседливый люд попадал сюда через Пикниковую поляну, на которую заезжали от нынешнего «Северного каньона». На этой поляне ежегодно организованно гуляли масленицу, а в остальное время устраивались шашлычные пикники, как и в многочисленных карманах вдоль автодороги от Воронежского шоссе досюда. Далее вглубь леса шла вполне приличная, хотя и узкая, лесная дорога, обходя с юга ярко выраженный поперечный отрог. Заканчивалась она в седловине между вершинами 114,7 м и 134,7 м. Ещё одна грунтовка шла от Полярной вдоль восточной границы дачного общества «Амурский садовод» и далее к той же Пикниковой поляне. В самой южной части Воронежа за дачами грунтовая дорога проходит от нынешнего пер.Каменный до Амура. В те времена эта территория была занята военными сооружениями и доступ сюда праздношатающихся не приветствовался.
Главных рыбацких тропы было три. Одна шла вдоль северной ограды «Амурского садовода», вторая, примерно, от точки №12 на карте до скалистого мыса (точка №7), третья от Пикниковой поляны по левому склону долины ручья, за которым расположен лагерь «Океан». Этого было достаточно для прогулочного освоения территории. Кроме того, попадались тропы и фрагменты лесных дорог разного направления. Тропинки по сопкам и грядам только облегчали возможность полюбоваться пейзажами. А вот пойдя по неожиданной тропе в лесу, можно было потерять ориентировку.
Сохранность старых путей сообщения разная. На большей части заросла тропа к скалистому мысу, тропа вдоль дач сильно разбита. Зато благодаря появлению «Северного каньона» от Пикниковой поляны была проложена сеть кольцевых дорог вокруг всех сопок поперечной гряды, которыми пользуются лыжники, квадроциклисты и снегоходчики. Заезд автомобилям на них перекрыт, а вот пешеходам раздолье для прогулок. Смело можно гулять и без карты. Во-первых, вся площадь возможных блужданий имеет размеры всего 2х2 км. Со всех сторон автомобильные дороги, ведущие в город. Во-вторых, чтобы выйти по петляющей незнакомой дороге на Пикниковую поляну, или на городскую автодорогу, на всех разветвлениях следует выбирать направление в восточных румбах. Полезно запомнить, что солнце в 10 утра на юго-востоке, в час дня на юге, в 4 вечера на юго-западе.
В восьмидесятые годы любители шашлычных пикников оставляли горы мусора вокруг своих стоянок, но лес был чистый. Рыбаки проходили его, не останавливаясь. Во время прогулок встречались редкие стоянки туристов. Как правило, в течение нескольких лет это были одни и те же подростковые компании на постоянных местах, иногда и с ночёвкой в палатке. Пластиковых бутылок тогда ещё не было и вокруг кострища оставалось довольно мало мусора. Потом молодые туристы выросли и начали осваивать другие места. Лес опустел. В начале девяностых Воронеж подвергся нашествию хоббитов и орков. Повсюду появились примитивные сооружения из жердей и полиэтиленовой плёнки, а главное, мерзкая паутина из пёстрой ленты, которая не гниёт годами, болтаясь на кустах. Выросли и хоббиты. Им пришли на смену горные велосипедисты с теми же лентами и трамплинами. Прошла и эта напасть. Потихоньку мусор стал исчезать. Сейчас осталась одна проблема – кроссовые мотоциклисты. Они испортили большую часть троп, прорезав глубокие колеи, по которым происходит эрозия склонов. На каменистых сопках борозд нет, но тропы разъезжены до сыпучки, и в дождливую погоду по ним подниматься скользко. Ну и вечная тема «Здесь был Вася». Это на красивых скалах вдоль Амура. Увы, с годами всё больше. Фотошоп работает на износ при подготовке фотографий к показу. К этим огорчениям надо быть готовым, наслаждаясь красотами Воронежа.
И ещё хочется заметить. На короткий маршрут у меня уходило порядка двух часов, на длинный - хватало четырёх. Прелесть прогулок в смене микроландшафтов. Желания сидеть весь день на одном месте не возникает. Поэтому путешествую налегке с термосом чая и бутербродами. Зимой бывали и посиделки у костра, но в доступных и уютных для этого местах не очень хорошо с дровами. В общем, нет необходимости захламлять Воронеж бытовыми отходами.
И не забываем про клещей. С апреля до середины октября одного-двух домой приносишь, не смотря на плотную одежду. Собаке достаётся больше.
Комментарии
Отправить комментарий